Задачи: Совершенствовать (автоматизировать) произношение звука /Л/ в словосочетаниях, предложениях. Создавать положительный эмоциональный фон для занятий. Воспитывать отзывчивость, доброту и умение сопереживать. Приобщать ребёнка к народному фольклору.
Оборудование: Музыкальный центр, записи «В гостях у сказки», Е.Железнова «Ты похлопай вместе с нами», мелодия Колобка; настольные макеты поляны, избы, забора, печи, окна, пилы, деревьев; мешочек, картинки, в названии которых есть звук /Л/; кукольный театр (старик, старуха, колобок, лиса, заяц, волк, медведь); солёное тесто, салфетки, палочки счётные, фигурки бабочек, капусты, досочек; русский народный костюм (сказочницы).
Предварительная подготовка: дома родителям с ребёнком сшить куклу-рукавичку Колобка.
Тихо звучит мелодия «В гостях у сказки». Гости садятся.
Логопед (в костюме сказочницы). Уважаемые гости! Сейчас вы увидите индивидуальное логопедическое занятие с элементами сказки. Заходят мама с ребёнком.
Логопед. Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие согласились прийти Ирочка (воспитанница нашего детского сада) и её мама Наталья Васильевна. Участники проходят на места и садятся за стол. Звучит музыка.
Логопед. Ирочка, сегодня мы вместе с тобой и твоей мамой поиграем в сказку. Давай посмотрим, какую игрушку вы сшили дома. Молодцы! Кто это? (Колобок). А какой он красивый, весёлый, круглый. Вы его ещё чем-то наполнили? (Ответы). Чтобы можно было его помять, потрогать, а заодно помассировать пальчики. Ирочка, а пока вы шили Колобка, вы, наверно, и сказку вспомнили? (Ответы ребёнка). А чем она закончилась? (Ответы). Да, хитрая Лиса съела Колобка. Мы тоже сегодня поиграем в сказку про Колобка, только конец у нашей сказки сделаем весёлым и добрым. Пусть Лиса не съест Колобка, а подружится с ним. Хорошо? А заодно мы закрепим произношение звука /Л/. Ты, Ирочка, будешь Колобком, мама - остальными героями, а я буду Сказочницей. Итак, начнём нашу сказку. Включить фоном музыку. Мама надевает на руки кукол Старика и Старуху.
Сказочница. ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ, А СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ. Жили-были старик со старухой. Попросил старик:
Старик (мама). Испеки-ка мне старуха колобка!
Старуха (мама). Да из чего печь-то? Муки-то нет. Эх, Старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби (ладошками сгребают «муку» по столу), вот и наберётся.
Сказочница. Старушка так и сделала (показывает ребёнку движения, тот повторяет. Мама кукольными ручками тоже делает): намела, наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане («месим тесто» из кусочка солёного теста). Скатала колобок (руками хорошо мнём тесто). И проговариваем все вместе: «Тесто мнём, мнём, тесто жмём, жмём, Колобка мы испечём! – несколько раз. Положили Колобка сначала в печку, а затем на окно поостынуть. (Включить музыку («мелодия Колобка»). Ребёнок надевает на руку Колобка). Надоело Колобку лежать: он и покатился! (Ребёнок перекатывает колобка). (Мама, когда звучит музыка, меняет героев. Логопед заменяет декорации). Катится Колобок (ребенок показывает движения рукой) по дороге, а навстречу ему грустный Заяц. Диалог мамы и ребёнка.
Заяц (мама). Эхххе-ххеее. Здравствуй, Колобок!
Колобок (ребёнок). Здравствуй, Заяц!
Заяц (мама). Колобок, колобок! Спой мне свою весёлую песенку, а то мне так грустно!
Колобок (ребенок). Хорошо, спою. Поёт песенку Колобка: Я Колобок, Колобок, по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, в печку сажён, на окошке стужён, я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл и от тебя, Заяц, уйду!
Сказочница. Нет, не уходи, Колобок, пожалуйста, от Зайчика. Посмотри, какой он грустный. А, знаешь, почему он грустит? Потому что, как только в его огороде подросла вкусная сладкая капуста, тут же на неё налетели хитрые бабочки-капустницы. И скоро всю-всю съедят, Зайчику не оставят. Чтобы нам помочь Зайчику, нужно этих бабочек сдуть. Только дуть мы будем правильно. Глубоко вдохнём носиком, а выдох сделаем плавно ротиком. Ф-Ф-Ф-Ф. (Делают дыхательное упражнение. Следить, чтобы ребенок при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.). Молодец! Вот и все бабочки улетели! Помогли мы Зайчику!
Заяц (мама). Спасибо, тебе, Колобок! Ты мой друг теперь!
Колобок (ребёнок). Пожалуйста! Включить «мелодию Колобка».
Сказочница. Помог Колобок Зайчику и покатился дальше. Катится Колобок (ребенок ручкой показывает), а навстречу ему серый Волк. Музыку выключить.
Волк (мама). Здравствуй, Ко.обок! (грустно)
Колобок (ребенок): Здравствуй, Волк!
Волк(мама): Ко.обок, ко.обок, спой мне свою весё.ую песенку! Ребёнок поёт песенку Колобка….И от тебя, Волк уйду!
Сказочница: Нет, не уходи, Колобок, от Волка. А лучше помоги ему. Ты заметил, какой он звук не произносит?
Колобок: Да, это звук /Л/.
Сказочница: Давай, научим Волка произносить звук /Л/? Расскажи нам, Колобок, стих про звук /Л/. Покажи, пожалуйста, Волку, как нужно правильно язычок ставить.
Колобок:
Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.
/Л/ получится певучий, плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа. Лук, луна, лужайка, лампа.
Сказочница. Попробуй, Волк: Л.Л.Л. Молодец, Волк, научился! А теперь, друзья, чтобы ещё лучше запомнить, как звук /Л/ произносить, назовите-ка картинки из этого мешочка. А предложения с этими словами можете придумать? (Ребёнок и мама достают карточки, чётко проговаривая /Л/. Вместе составляют предложения). Молодцы! Ну-ка, Колобок, сложи-ка Волку букву Л из палочек-веточек. (Ребёнок складывает). Помог ли тебе Колобок, Волк?
Волк (мама). Да, спасибо, Колобок!
Сказочница. Помог Колобок Волку и покатился дальше (ребёнок рукой показывает). Включить музыку. Мама надевает на руку Медведя.
Сказочница. Катится, катится Колобок по лесу, а навстречу ему грустный Медведь. Музыку выключить.
Медведь (мама). Здравствуй, Колобок!
Колобок. Здравствуй, Медведь!
Медведь (мама). Спой мне, пожалуйста, свою весёлую песенку.
Колобок (ребёнок) (поёт) Я Колобок…..и от тебя, Медведь, уйду!
Сказочница. Нет, не уходи, пожалуйста, Колобок, от Медведя. А лучше ему помоги. Мишенька грустит и плачет, потому, что звери над ним смеялись и сказали, что он, косолапый, совсем не умеет танцевать. Может, мы его научим? Пойдёмте, все вместе. Все-все выходите, кто хочет!
Включить музыку («Ты похлопай вместе с нами»). Все танцуют. Садятся. Музыку выключить.
Сказочница. Молодцы! Научился ли ты, Мишенька, танцевать?
Медведь (мама). Да, спасибо! До свиданья!
Включить музыку Колобка. Мама надевает Лису. Колобок катится.
Сказочница. Катится-катится наш Колобок. А навстречу ему печальная Лиса. Музыку выключить.
Лиса (мама). Здравствуй, Колобок! ЭХххее-хеее (плачет). Спой, мне, пожалуйста, свою весёлую песенку.
Колобок. Я Колобок……… и от тебя, Лиса, уйду!
Сказочница. Нет, не уходи, Колобок, от Лисички. А лучше помоги ей. Мостик, по которому она ходит домой, сломался. Построим, Лисе новый мостик?
Возьмите вот эту пилу и смастерите новый мостик. Только, чтобы работа шла быстрее, мы пропоём весёлую песенку про пилу: (Мама и ребёнок берут с двух сторон «пилу» и «пилят» дерево, повторяя за логопедом слова):
Заработала пила, Ла-ла-ла ла-ла-ла.
По доске она пошла. Ла-ла-ла ла-ла-ла.
Наскочила на сучок. Ла-ла-ла ла-ла-ла.
Поломала свой зубок. Ла-ла-ла ла-ла-ла.
Треснула и встала – Начинай сначала!
Вот мы и приготовили материал для нашего мостика. А теперь сложим из этих досочек мостик. Колобок (ребенок) складывает мостик. Музыка фоном.
Сказочница. Вот какой мостик! Помог ли тебе Колобок, Лисичка?
Лиса (мама). Да, спасибо, тебе Колобок! Ты теперь мой друг! До свидания!
Колобок. Пожалуйста, Лиса! До свидания!
Мелодия Колобка – «покатился».
Сказочница. И покатился наш Колобок дальше путешествовать. А мы вместе поиграли, сказку показали. Скажем вместе: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Оставим наши героев, пусть они отдыхают. Какая хорошая сказка у нас получилась. И закончилась так хорошо. Да? А кто тебе, Ирочка, из героев больше всего понравился? (Ответы ребёнка). Если захочешь, в следующий раз мы поиграем в другую сказку. А может, вы с мамой дома поиграете. Сказок так много и играть в них интересно! Спасибо! Музыка «В гостях у сказки». До свиданья!
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Русская народная сказка «Колобок».
- М. Е. Хватцев. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., 1961.
- Лопухина И.С. Логопедия: Звуки, буквы и слова. - СПб., 2004.
|