Цель: содействие финансовому просвещению воспитанников старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для развития у них интереса к вопросам финансовой грамотности.
Задачи:
- Закрепить у детей экономические знания в игровой занимательной форме.
- Обобщить знания детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии.
- Создать условия для совместной деятельности детей в группе и в парах, развивать умение договариваться между собой.
- Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к деятельности экономического характера.
Планируемые результаты:
В ходе игры-турнира дети научатся применять полученные ранее знания по финансовой грамотности в новых условиях, приобретут навыки сотрудничества со сверстниками в условиях соревнования.
Перечень оборудования:
- волчок,
- конверты с заданиями,
- картинки с изображением разных профессий и предметов труда,
- картинки с изображением услуг,
- игровые бумажные купюры и монетки,
- выкройки платья (по одной на каждую пару детей),
- листы бумаги разного цвета А4,
- простые карандаши,
- числовой отрезок на каждого участника команды.
Сценарий игры:
Ведущий: Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей игре «Эконом - турнир». У нас есть много очень интересных испытаний, пройти которые вам помогут ваши знания. Желаем успехов!
Делимся на команды с помощью жребия (карточки с изображением монет и купюр).
Ведущий: Итак, на нашем турнире встречаются две команды: команда «Копейки» и команда «Рублики».
Ведущий: А сейчас приветствие команд
Команда «Копейки»: Мы копейки просто класс, Победи, попробуй нас!
Команда «Рублики», девиз: Никогда не упадем и к победе приведем!
(Просим команды занять свои места).
Ведущий: А наблюдать за правильностью выполнения задания будет наше справедливое жюри. За каждое правильно выполненное задание команда получает монеты. Победителем становится команда, набравшая больше всего монет. А помогать в выборе заданий нам будет волчок.
«Разминка»
Давайте сначала разомнемся. Скажите мне:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет через два дня?
- Какие сходства у стула и табуретки?
- Чем отличается бабочка от стрекозы?
- Что бывает на улице после дождя?
- Какой день недели последний?
- Сколько солнышек на небе?
- Как называется геометрическая фигура без углов?
- У какой геометрической фигуры меньше всего углов?
Молодцы, начинаем наш турнир.
1 задание «Посчитайте семейный бюджет»
Ребята, у каждого из нас есть своя семья. А что такое семья? Семьи бывают разные – большие и маленькие, и у каждой семьи есть свой бюджет. Кто вспомнит, что такое семейный бюджет (это доходы и расходы семьи) Вам предстоит задание – посчитать доход семьи
На мольберте выставляется модель семьи, на которой указано, кто сколько зарабатывает.
«Папа зарабатывает 4 рублей, а мама 2 рубля. Бабушка получает пенсию 1 рубль, дедушка получает пенсию 2 рубля, а брат - стипендию 1 рубль. Сколько всего составляет семейный доход? Выложите нужное число».
(Дети выполняют математическое вычисление с помощью числового отрезка, получают число 10).
Детям предлагается обсудить свои результаты в команде и принять коллективное решение.
2 задание «Найди российский рубль»
Ребята, а вы ходите с родителями в магазин? А чем расплачиваются в магазине за покупки? (Ответы детей)
- Посмотрите, сколько у меня разных купюр. (Демонстрация банкнот разных стран мира).
Выберите, с какими деньгами можно отправиться за покупками в нашей стране.
На стол каждой команде выкладываются банкноты разных стран мира, и детям необходимо выбрать только российские деньги. За каждую найденную купюру команды получают монету.
- Скажите, как называются наши деньги? (Рубли).
3 задание «Заработай денег»
А кто знает, откуда берутся деньги в семейном бюджете? (ответы детей). Правильно, взрослые получают заработную плату за свой труд. Выполнив наше следующее задание, вы тоже сможете заработать деньги.
К нам поступил заказ на пошив платьев. За изготовление каждого изделия вы сможете заработать 1 монету. Чем больше платьев, тем больше монет. Для выполнения работы вам нужно разбиться на пары (каждой паре выдается лист бумаги и выкройка).
Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)
Как вы думаете, почему у вас получилось разное количество платьев? Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработал денег? (Ответы детей)
4 задание «Финансовые загадки»
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.
Загадки читают каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает монету. Если команда не может отгадать, то эту загадку загадываем другой команде.
1. Всё, что в жизни продаётся: и крупа, и самовар называется… (товар)
2. Что обязательно должно быть на товаре? (цена)
3. И врачу, и акробату выдают за труд… (зарплату)
4. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно… (весы)
5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам… (продавцы)
6. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
7. У меня игрушка есть, и монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка, у нее на спинке дырка.
Монетки в дырку я кладу, когда их много станет, жду. (копилка)
8. В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём. (деньги)
5 задание «Найди услуги»
На свете есть очень много разных профессий: кто-то изготавливает предметы своими руками, кто-то обслуживает людей, есть профессии защитников Родины.
У вас на мольбертах есть представители разных профессий, выберите только те картинки, на которых изображены люди, предоставляющие услуги (правильная картинка только одна).
6 задание «Найди пару: профессия - предмет труда»
Ребята, а что такое профессия? (ответы детей) Правильно. Профессия - это труд, которому люди посвящают свою жизнь. А какие профессии вы знаете? (ответы детей)
Людям любой профессии для работы необходимы определенные предметы, инструменты или оборудование. Какие специальные профессиональные предметы вы знаете? (ответы детей) Предметы, которые помогают людям в их работе называются орудия труда.
И вот вам следующее задание: в вашем конверте находится картинка с изображением профессии. Подберите орудия труда, которые нужны для этой профессии.
Рефлексия
Вот и подошел к концу наш «Эконом – турнир». Понравилась вам игра? Какое задание было самое интересное? А какое было самое сложное? Что помогло нам выполнить все задания?
Сейчас мы узнаем счет, но кто бы ни победил, я могу точно сказать, что победила дружба.
Для объявления итогов слово предоставляется жюри.
Награждение: все дети получают призы и медали.
Список литературы.
- Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках / Сост. Е.А. Ульева – Ростов-на-Дону: Феникс-Премьер, 2020. – 45 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы: Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: Вита-Пресс, 2019. – 63 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы: Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: Вита-Пресс, 2019. – 39 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы: Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: Вита-Пресс, 2019. – 31 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы: Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: Вита-Пресс, 2019. – 31 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы: Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: Вита-Пресс, 2019. – 31 с.
- Финансы для детей: Иллюстрированная энциклопедия / Сост. А.В. Забирова. – Ростов-на-Дону: Владис, 2019. – 63 с.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. / Сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, В.Е. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко. – Банк России, 2019. – 28 с.
|