Цель: развитие у детей умения составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.
Задачи:
Речевое развитие:
Продолжать учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании;
пополнить словарь детей новыми словами: ягель, тундра, важенка. совершенствовать умение составлять рассказы по содержанию картины, соблюдая последовательность, точность и выразительность, продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Познавательное развитие:
расширять знания детей об особенностях внешнего вида животных, среды их обитания.
Социально-коммуникативное развитие:
продолжать развивать у детей желание участвовать в совместных играх со сверстниками, воспитывать умение внимательно выслушивать товарища.
Физическое:
развивать у детей умение эмоционально, выразительно передавать образ животного через движение.
Предварительная работа
Рассматривание книг «Животный мир Севера»;
сюжетное рисование «Северный олень»;
имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного;
Чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; И. Соколов – Микитов «Горностай», «Лоси», «Медведи», «Заяц», «Лисицы»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных», Н. Емельянова «Окся-труженица».
Материал: картина «Северные олени», подзорная труба, изображение олененка, иллюстрационный материал: фотографии разных ландшафтов (горы, лес, пустыня, тундра), изображения растений (береза, дуб, карликовая береза, сосна), животных севера (белый медведь, песец, полярный волк, лиса, заяц, олень), карточки-схемы: «лапа», «хвост», «ухо», «след».
Сценарий занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто сегодня пришел к нам в гости.
Он быстрый, ловкий,
На голове рога ветвистые.
По тундре ходит целый день.
Это… северный олень.
Правильно, ребята. Только к нам сегодня прибежал не олень, а маленький малыш. Кто же это? Олененок. Он потерялся и не знает, куда ему бежать. Посмотрите на олененка и расскажите о нем. (Ответы детей). Поможем ему?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда попробуйте отгадать. Воспитатель выставляет картинки или фотографии разных ландшафтов (горы, лес, пустыня, тундра)
Как вы думаете, где живет олененок?
- А почему вы так думаете? (Ответы детей). Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя).
- Красива тундра зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Лишь кое-где выглядывают карликовые березы. Зимой солнце совсем не показывается на небе, наступает полярная ночь. Она продолжается несколько месяцев.
- Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студеные ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее.
Олени нигде не могут жить, кроме тундры. Как вы думаете, почему? (они питаются мхом и ягелем).
Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега.
- А как вы думаете, как олени добываю еду из-под снега? (ответы детей)
Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег.
Физминутка.
Живет мой олененок
С ветвистыми рогами
В широкой вольной тундре
С высокими снегами.
Там сильный дует ветер,
Деревьица качая.
Там низкие сугробы
До неба вырастают.
Вот мы и оказались с вами в тундре. Только, что-то здесь не так. Посмотрите внимательно на деревья и найдите лишнее.
Дидактическая игра «Найди лишнее дерево».
Детям предлагают изображения деревьев: береза, дуб, карликовая береза, ель. Как вы догадались, что эти деревья лишние? Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель выставляет картину «Северные олени»
(демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой)
А давайте мы с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.
Предполагаемые вопросы детям:
-Какое небо? Есть ли на нем облака, тучи? Есть ли на небе звезды, месяц? Почему? Как вы думаете, какое время суток?
-Какое солнце? Где оно находится? Как ты думаешь, жарко та или нет?
-Какие растения ты видишь? Почему они невысокие?
-Какой ты видишь снег? Есть ли там высокие сугробы? Как ты думаешь почему?
Рассматривание картины «Северные олени».
А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
- Что нарисовано на этой картине? (Олень, важенка и оленёнок)
- Что делает Олень?
- Что делает важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
- Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
- Сравните важенку с оленёнком.
- Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у важенки крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, важенка большая и сильная, а оленёнок маленький и слабый)
- Чем похожи важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
- Что у оленя на голове? (рога).
- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
- На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
- Чем покрыто тело оленя? (шерстью).
- Для чего оленям нужна шерсть? (чтобы не замерзнуть)
- Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
- А почему шерсть такого цвета? (чтобы быть незаметным для врагов)
- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
Вот мы и нашли, где живет наш олененок.
А сейчас давайте внимательно посмотрим на картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше оленёнке, важенке и олене. Подумайте, как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите.
Вариант рассказа образца.
«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – важенкой и папой-оленем. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у важенки – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку: «Ешь, это вкусно. Вырастешь большой и у тебя будут такие же большие красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги! »
Очень интересные рассказы у вас получились.
Ребята, я знаю одну очень интересную игру. Хотите со мной поиграть?
Игра «Важенка и оленята»
Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины -
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
А какие животные еще живут на севере? (Ответы детей)
«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…; заяц - белый, трусливый, быстрый, шустрый, прыгучий…
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Бюро находок» (см. Приложение 1)
(образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных, используя карточки-схемы: хвост, лапа, уши и т.д.): хвост лисий, заячий, медвежий…
Воспитатель: Молодцы, правильно всех назвали.
Какие вы молодцы!
Вам понравилось наше путешествие? А нам пора возвращаться в нашу группу.