Цель: ознакомление детей с животным миром Севера
Задачи:
- Познакомить детей с внешним видом и особенностями поведения северного оленя.
- Учить отгадывать загадки, используя алгоритмы. Развивать логику мышления.
- Закрепить названия животных проживающих на севере.
- Разучить стихотворение «Олень» Я.Аким.
Примерный сценарий:
Я предлагаю сеголня отправится в необычное путешествие. А на чем можно путешествовать?
Д: на машине, на вездеходе, мотоцикле, пешком, на автобусе, на велосипеде, снегоходе, на поезде и т.д.
Воспитатель предлагает сесть на с.буран и прокатиться по тундре (все садятся на корточки и имитируют, что едут на снегоходе по кочкам, объезжают камни, перепрыгивают через трамплины). Предлагаю детям остановиться и посмотреть по сторонам. Кругом тундра.
В: Чего в тундре много? И кого?
Д: много болот, много свежего воздуха, много кочек, много ягод, мха, карликовых березок, озер, простора, цветов.
Д: много птиц, зверей, комаров, насекомых…
В: Чего мало или вообще нет?
Д: мало деревьев, елок, берез, сосен, нет домов многоэтажных, нет пароходов, нет автобусов, не ходят поезда…
В: А теперь возьмите бинокли и посмотрите на лес, который виднеется вдалеке, может, вы увидите зверей, которые живут у нас на севере? И кто там спрятался за кустиком?
Д: Лось, лиса, заяц, росомаха, песец, горностай, куница, выдра, норка, мышь, олень, волк, лемминг, белка, рысь, ондатра, медведь.
Чахкли пришел загадать детям загадку. Ответ находится на столе, под салфетками.
Дети предполагают, что там может быть.
Дети садятся за столы. Работают с карточками.
В: ребята, я вам помогу. Подсказка в этих карточках.
Что обозначает эта карточка? * - это предмет не маленький, а большой.
Это животное * - * (не маленькое, а большое)
У него ноги * - * (не 2 ноги, а 4)
Тело покрыто * - * (не перьями, а шерстью)
Шерсть ***- * (шерсть не зеленая, синяя, красная, а серая, белая, коричневая)
Хвост * - * (не длинный, а короткий)
На голове * - * (не клюв, а рога)
Живет *,*, * - * не в озере, не дома, а в тундре.
Д: Олень. (воспитатель достает)
Рассказ с целью сообщения знаний.
В: Олень сильное, выносливое животное. Помогают ему ноги. Олень преодолевает длинные расстояния, без остановки может пройти 100 км. Ноги заканчиваются копытами (показ картинки). Зачем они ему нужны?
Д: Добывают пищу, когда раскапывает снег. Быстро бежит по сугробам и не проваливается, т.к. они растут широко; защищают от врагов (росомахи, волка, медведя).
В: Тело оленя покрыто густой, теплой шерстью (показ картинки). Каждая шерстинка похожа на маленький термос, хранит в себе долго тепло. Поэтому олень может спать и не мерзнет, ему не нужен дом, нестрашны любые ненастье и непогода. Раньше рыбаки брали с собой на рыбалку матрас, набитый шерстью оленя (как надувной матрас).
(3 картинка – морда оленя). У оленя хорошее обоняние (нюх). Он на расстоянии 1 метра чувствует пищу. Если снега выпало много, то оленю это нестрашно, он легко по нюху распознает, где под снегом есть ягель. Чем еще питаются олени?
Д: ягель, мох, грибы, ягоды, кора.
В: Для чего оленю нужны рога?
Д: Защищаться от врагов, для накопления питательных веществ.
В: Раз в год олени сбрасывают рога. Зачем?
Д: Когда рога большие, они мешают им, тяжело их носить.
ФИЗМИНУТКА: п\и «Стой олень»
Пастух находится в кругу, в центре обруча. Олени бегают за кругом, высоко подняв рога (руки) вверх. Игра начинается со слов:
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу,
Вскинул высоко как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться»
Появляется Чахкли: он приноси картинки, где изображены олени, проживающие в средней полосе, на юге («благородный олень», «пятнистый олень», «косуля», «винторогий баран», «горный козел»). Он очень расстроился, что они очень похожи на оленей, а вроде и нет.
В: Чем эти животные похожи на северного оленя? (ответы детей).
Показываю карту. Эти все животные заселяют нашу планету и живут в разных местах, в зависимости от климатических условий они приспособились. Показываю по карте место обитания (горы, пустыня, лесо-зона средней полосы).
В: какую пользу приносит?
Д: вид транспорта, шьют одежду, шапки, обувь из оленьего меха: малица, шуба, печек, тобарки, пимы, бурки, тапки, каньги, варежки. Из кожи: сапоги, куртки, пальто, сумки, чемоданы, брюки, юбки. Из кости: ножи, сувениры. Еда. Рога летние «панты» - лекарство пантокрин, рога используют как вешалку.
На прогулке предложить измерить высоту снега 1 метр. Предложить детям немного побыть оленями и попробовать под снегом найти себе пищу. Пахнет ли трава под снегом?
Вывод: у человека не такой чуткий нюх как у животных. |