Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста (музыкальное воспитание и изобразительная деятельность)
Музыкальный руководитель: Паранина Татьяна Викторовна Преподаватель ИЗО: Решетник Наталья Валентиновна
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Под музыку в зал входит художник. Художник: Вы меня узнали? Я – художник. Послушайте и отгадайте загадку.
Она раскрывает почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает,
Движением полна,
Зовут ее…
(Весна) Правильно, к нам, наконец, пришла весна.
Читает стих.
Ребята, а вы не хотите увидеть весну во всей ее красе? Дети: Да!
Художник: Тогда, в путь!
Под музыку дети «змейкой» двигаются по залу. Звучит фонограмма ручья. Художник: Вот мы и пришли в весенний лес. Посмотрите, как здесь красиво, тепло, солнышко греет и светит. Ребята, а с помощью чего можно передать весеннее настроение? Дети: С помощью красок и кисти.
Художник: Так многие художники и постарались. Они написали весну в разные ее периоды. Ребята, скажите, в каком жанре написаны эти картины? Дети: Пейзаж. Художник: Почему вы так думаете? Дети: Здесь изображена живая природа. Художник: Здесь неизвестный художник изобразил раннюю весну. Какую гамму цветов использовал художник? Дети: холодную. Художник: А на этой картине весна уже вступила в свои права. Какую гамму цветов использовал художник? Дети: Теплую. Художник: Как вы думаете, чем художник передал разный характер весны? Дети: Цветом.
Художник: Молодцы! Подходит музыкальный руководитель. М.р.: Я слышу, вы беседуете о способе передачи разных образов. А вы знаете, что образ природы можно передать и с помощью музыки? С ее помощью можно изобразить бушующее море, а можно танец цветов. Сейчас вы услышите «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Слушание музыки. М.Р.: Понравилась вам музыка?
А теперь ответьте мне, какая музыка по характеру? Дети: Мелодия праздничная, нежная, плавная, светлая. Изменялась сила звучания: сначала была умеренно громкая, а затем звук усилялся и опять становился умеренно громким. М.Р.: Скажите, музыка от начала до конца была одинаковой? Дети: Нет. М.Р.: Правильно, музыкальное произведение как бы делилось на части.
Повторное слушание. М.Р.: Ребята, а вальс это что? Дети: Танец.
М.Р.: Правильно, танец. А какие бы движения под эту музыку вы делали? Дети: Когда танцуют вальс, пары кружатся. А еще можно плавно качать руками, делать пружинку. М.Р: Молодцы. Вы правильно сказали. А сейчас посмотрите, какие у меня цветочки. Они большие и маленькие. И я скажу вам по секрету, что из них можно выложить любую мелодию. Помните, на занятиях мы сочиняли различные мелодии из квадратиков и прямоугольников, которые обозначали длинные и короткие звуки? А теперь мы будем выкладывать мелодию из цветов. Дети выкладывают мелодию на фланелеграфе, а затем все прохлопывают ритм. М.Р.: Понравилась вам игра?
Дети: Да!
Звучит вальс. Художник: Пока вы слушали такую прекрасную музыку, я представил себе множество разных цветов. А какие цветы представили вы?
Ответы детей. Художник: Ребята, а как вы думаете, как можно показать присутствующим гостям, о каких именно цветах вы подумали?
Дети: Можно их нарисовать. Художник: Посмотрите, какие цветы нарисовал художник… Он изобразил с любовью каждый лепесток. А какая ваза! Кажется, протяни руку и вот она прямо перед тобой. А эта сказочная птичка вспорхнет и улетит, и от нее здесь не останется ни следа. Ребята, в каком жанре живописи написана эта картина? Дети: Натюрморт. Художник: Почему вы так думаете? Дети: Здесь нарисованы неживая природа, цветы стоят в вазе. Художник: Молодцы! Давайте и мы с вами нарисуем настоящие натюрморты из цветов, о которых вам рассказал П.Чайковский. Можете использовать все материалы, которые видите на своем столе. А волшебство музыки вам поможет.
Дети приступают к работе, художник оказывает инд. помощь, фоном звучит мелодия. Художник: Кто закончил свою работу, выносите ее на середину ковра. Пусть они сохнут. А мы посмотрим, получились ли у нас радостные весенние натюрморты. Дети выносят свои работы. Художник: Посмотрите, сколько здесь красок, цвета. Я думаю, что у вас, как и у меня поднялось весеннее, солнечное, радостное настроение и очень захотелось танцевать. М.Р.: А это очень легко устроить. Ребята, давайте для художника песню споем и весенний хоровод заведем! Становитесь все в круг! Исполняется хоровод «Весенний хоровод». Художник: Спасибо вам за песню, но теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Под музыку дети «змейкой» уходят из зала вместе с художником. |