Цель: Создать условия для представления детей о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.
Материалы: Мультфильм «Богатый бобренок. Откуда берутся товары и услуги», плакаты «Монеты» и «Купюры», «товары» (игрушки) разные по величине стоимости, ценники на товары, картинка с изображением Мухи Цокотухи
Словарная работа: Цена, обмен, расходы, дорого, дешево, выгодно, невыгодно
Ход занятия
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Это - средство обращения,
Это - средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Деньги).
Воспитатель: А как вы думаете, зачем человеку нужны деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, деньги нужны человеку, чтобы жить: покупать продукты, одежду, оплачивать коммунальные услуги, ходить в театр, кино, ездить на транспорте и т. д. Везде нужны деньги.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм «Богатый бобренок» и узнаем всегда ли нам нужны деньги, чтобы что-то купить.
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок. Откуда берутся товары и услуги».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что выгоднее Богатому бобренку купить лодку или сделать ее самому? (ответы детей)
Стук в дверь. В гости приходит Муха Цокотуха. Ой, ребята я слышала, что вы разговаривайте про деньги. Я тут денежку нашла.
Воспитатель:: Давайте вспомним отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Воспитатель: Куда пошла Муха и что она нашла? (ответы детей)
Воспитатель: А говорится ли в сказке о том, какую монету нашла муха все ли монеты одинаковы? Чем они различаются? (ответы детей)
Воспитатель: Монеты, какого достоинства вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Представим, что муха нашла пятирублевую монету (показывает)
Воспитатель: Но прежде чем она купила самовар, Муха задумалась: где же его дешевле купить-на базаре или в магазине?! Она полетела в магазин и увидела там в каждом отделе большие очереди. Вылетела Муха из магазина и расстроилась. Вдруг навстречу летит комарик.
И он рассказал, что на базаре очередей нет потому что там и выбор больше и цены на один и тот же товар могут быть разные.
Муха удивилась: «Действительно, как это я раньше не догадалась?» Комарик, рассказал Мухе, что на базаре можно торговаться. «А что значит торговаться?» - спросила Муха. И Комарик ей рассказал, что у каждого товара есть своя цена. Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за товар. У каждого товара она своя. А торговаться — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и спрашиваешь, продадут ли тебе товар дешевле или нет.
Для продавца выгодно – продать свой товар и получить побольше денег, но и, конечно же, побыстрее продать товар пока он не испортился. Для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.
Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте ее.
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются… (товар)
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Всё, что продается, называется товаром. Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Какие магазины вы знаете, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, есть очень много разных магазинов. Например, магазин мебели, в котором продаются диваны, шкафы, кровати, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины (супермаркеты), в них продается всё: продукты питания, хозяйственные товары, товары для животных.
Воспитатель: Ребята, Муха на базаре еще с одной проблемой столкнулась. Товаров на базаре много каждом какие-то бирки с цифрами. Растерялась она, не знает, как в них разобраться. Как вы думаете, что это за бирки и зачем они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле. От чего зависит цена на товар, как вы считаете? (ответы детей)
Воспитатель: Цена на товар зависит от того, сколько времени понадобилось на изготовление вещи, дорого ли стоят материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось их везти, чтоб продать. А еще очень важно для нас, чтобы изделие выглядело красиво и его хотелось купить.
Воспитатель:
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег. Подала Муха - Цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец дал ей самовар и протянул сдачу – три монеты по одному рублю. ) Полетела довольная Муха домой.
Воспитатель: Ребята, сколько стоил самовар и сколько продавец дал Мухе сдачу? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Наоборот» Я буду называть различные слова, а вы говорить мне слова - наоборот. Готовы?
Покупатель — продавец
Покупка – продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте теперь вернемся с вами к нашему Богатому бобренку и ответим на его вопрос, что же все-таки выгоднее купить лодку или сделать ее самому? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно, конечно же выгоднее сделать самому. Ведь тогда придется заплатить только за материал для изготовления, а за работу платить не придется, и так выйдет намного дешевле.
Рефлексия: Давайте с вами еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили:
- Место покупки, где можно торговаться? (Базар)
- Место, где продают товар по строго установленным ценам? (Магазин.)
- Любой предмет, который можно купить или продать? (Товар) |