Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста; создание условий для закрепления полученных экономических знаний.
Задачи:
• Дидактические: закрепить знания детей о понятии «Деньги»; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
• Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
• Развивающие: развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Оборудование: персонаж Незнайка (игрушка, монеты и банкноты разного достоинства, мяч, картинки с изображением первых денег.
Предварительная работа: серия занятий на тему: «Деньги», сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Парикмахерская», «Магазин», «Аптека», чтение рассказов и сказок по тематике («Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и др.).
Ход занятия:
В гости к ребятам приходит Незнайка и приносит кошелек.
Незнайка: Привет, ребята! Смотрите, какую я нашел интересную маленькую сумочку, теперь я буду туда разные винтики, болтики складывать!
Воспитатель: Ребята, а что это за сумочка, как вы думаете? (Ответы детей) Правильно, это кошелек, и нужен он для того, чтобы хранить деньги.
Незнайка: Что такое деньги? Что с ними нужно делать?
Выслушиваем ответы детей
Правильно, ребята, деньги – это такой предмет, на который можно что-то купить. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
Ребята, а вы знаете, как появились деньги? А хотите узнать?
Воспитатель: Сейчас хочу вам предложить посмотреть фильм «Как появились деньги»
После просмотра фильма пообсуждать с детьми, что им запомнилось.
(Откуда появились деньги, какими они были, какие предметы были раньше вместо денег, зачем люди обменивались предметами)
Незнайка (открывает кошелек): Ой, смотрите, и у меня в кошельке деньги. Интересно, а сколько у меня денег? Я же не умею считать.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, сколько денег в кошельке у Незнайки? Давайте ему поможем сосчитать.
Молодцы!!! Правильно сосчитали
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра…
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра…
Монета металлическая, а купюра…
Воспитатель: Монеты и купюры мы носим в кошельке, они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).
Незнайка: Посмотрите, у меня тоже карточка есть. Какая она красивая, яркая.
Воспитатель: Ребята, вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, как ими пользоваться? (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
Незнайка: Теперь я понял, что такое деньги! Пойду с ними поиграю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть с деньгами? Давайте поиграем в игру «Зачем нужны деньги?», чтобы Незнайка понял, что играть с ними нельзя. Для игры нам нужен мяч, я бросаю ребёнку мяч и говорю фразу: «деньги нам нужны…», а вы продолжаете:
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для покупки продуктов питания. Молодцы!!!!
Физминутка:
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7 раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Ребята, готовы еще поиграть? Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за деньги или нельзя.
Корова, солнце, здоровье.
Топор, перо, совесть.
Доброта, коза, пух.
Ветер, молоко, дружба.
Незнайка: А разве доброту нельзя купить? А ветер? Почему? (Объяснение детей)
А сейчас вспомните, пожалуйста, сказки, мультфильмы, где герои покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. (ответы детей)
Я предлагаю собрать вам пазлы. И вы увидите, какие сказки спрятались.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассказали Незнайке о деньгах. Что больше всего запомнилось вам на занятии (передают монетку и высказываются).
Незнайка: А я в кошельке нашел еще монетки, только они не металлические, а шоколадные. Эти монетки я хочу подарить вам. Спасибо за то, что рассказали мне столько нового и интересного.
Список литературы:
1. А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015
2. Стахович Л.В.. Занимательные финансы . Методические рекомендации. М.:ВИТА-ПРЕСС,2020.-80с..
3.Стахович Л.В.. Занимательные финансы . Играем вместе. М.:ВИТА –ПРЕСС,2020.-40с. |