воспитатель Садилова В.Н.
Цель: познакомить воспитанников старшей группы со свойствами воды
Задачи:
- создать условия для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира;
- поощрять познавательную активность и самостоятельность детей;
- формировать элементарные представления детей о свойствах воды (запах, вкус, цвет);
- формировать умение сравнивать и анализировать, фиксировать результаты своих наблюдений.
Примерный сценарий образовательной ситуации
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости! Да, это капелька. Но почему она такая печальная? Вот что она мне поведала: капелька родилась недавно и совсем о себе ничего не знает. От этого ей очень – очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы – умные ребята и наверняка что – то о ней знаете.
- Из чего состоит капелька? Где она живёт? А где можно встретить воду? (ответы детей)
- Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода?
- Да, ребята, без воды всё живое гибнет. Вода – это жизнь!
- Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Ребята, вода – как волшебница из сказок! Она может делать разные превращения! Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками?
Опыт № 1.- Перед вами бутылочки с водой – перелейте воду из бутылочки в пустой стакан. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Какая вода у нас в стакане? Опустите в стакан с водой цветной камушек. Виден ли он? Значит, вода какая? (прозрачная)
Опыт №2 - А сейчас понюхаем воду. Чем она пахнет? Да, она ничем не пахнет! Она без запаха! А если я положу в стакан ложку варенья смородины, чем будет пахнуть вода? Чистая вода не пахнет. Но, если в неё добавить что – нибудь, то у воды появится запах того, что в неё добавили.
Опыт № 3 - А есть ли у воды вкус? Какие вкусы вы знаете? Лимон? Конфета? А теперь попробуйте сок – какой он? (сладкий) А водичка? (трубочкой попить из чистого стакана). Какая она на вкус? Да, у чистой воды нет вкуса – она безвкусная!
Опыт № 4 - Ребята, возьмите кусочек льда. Из чего состоит лед? (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). Лёд сохраняет форму. А всё, что сохраняет форму, как лёд, называется твёрдым веществом. А жидкая вода?
Ребята, налейте воду в кувшин, тарелку, перчатку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который налита. (Кубик льда положить в миску и оставить таять – он растечётся по миске, когда растает)
Опыт № 5 На столе 2 непрозрачные банки, закрытые крышками, одна из них наполнена водой. Что в этих банках? Одинаковы ли они по весу? Давайте взвесим! Какая легче? Какая тяжелее? Почему? Открываем банки: одна пустая – легче, другая с водой – тяжелее. Значит, вода имеет вес.
Опыт № 6 А какого цвета вода? Какие цвета вы знаете? Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета – значит, она какая? (бесцветная)
Но вода – волшебница! Оказывается, она может менять свой цвет!
Намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду. Что произошло с водой? Вода поменяла цвет.
Ребята, вода действительно волшебница. Давайте вспомним, какие свойства воды мы узнали и зарисуем их (составляем карту пиктограм)
- без запаха;
- без цвета;
- без вкуса;
- не имеет формы;
- прозрачная;
- имеет вес.
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус, поэтому воду можно назвать волшебной.
Посмотрите, наша капелька улыбается. А почему? Да, она благодарит вас за то, что она столько узнала о себе. |