Финансовая грамотность
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Исследования специалистов показало, что большая часть населения нашей страны финансово безграмотна. Согласно распоряжению правительства РФ от 25 сентября 2017 года об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения, экономическое развитие детей должно начинаться уже в старших группах. Министерство просвещения вместе с Банком России и Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий разработало программу экономического воспитания для детских садов. А точнее – для детей 5-7 лет.
Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, ходят с родителями в магазин, овладевая экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. Поэтому так важно организовать целенаправленный процесс экономического образования дошкольников.
В дошкольном возрасте финансовая грамотность нацелена на воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения, ценностной оценки результатов труда. В разных видах деятельности воспитанники учатся разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, осознают, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела; получают начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека; узнают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена, знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом (предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент); учатся правильно воспринимать рекламу, осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
Для того, чтобы помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, сформировать у них финансовую грамотность необходимо наполнить жизнь дошкольников экономическим содержанием. Присутствие игрового компонента является обязательным, ведь когда дети играют, они даже не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В пространстве нашей группы есть необходимые атрибуты, маркеры пространства для развертывания различных сюжетных игр: "Магазин", "Аптека", "Банк", "Аукцион" и др. В ходе игры дети упражняются в экономических отношениях, воспроизводят действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца товаров или услуг и покупателя. В свободное время дети играют в настольные игры экономического содержания «Кто что делает», «Супермаркет», «Размен» и т.д., закрепляя тем самым экономические понятия.
Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Необходимо донести до их понимания важность проблемы, стать единомышленниками. Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, как распределяется семейный бюджет., какие траты являются необходимыми, а без каких можно обойтись. Эти понятия о труде, его оплате и расходах помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
На этой страничке мы предлагаем познакомиться с методическими разработками, которые помогут вам познакомить ребенка с основными экономическими понятиями.