Интернет-страничка воспитателя
Гавриловой Ольги Александровны
Педагогический стаж 23 года
Образование среднее специальное. Мурманское педагогическое училище, 1990 год
Специальность "Дошкольное образование"
Квалификационная категория - высшая
Педагогическое кредо: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце» (В. А. Сухомлинский)
Отвечу на ваши вопросы
Развитие творческой активности и инициативы воспитанников средствами технологии ТРИЗ
Мы много говорим о том, как меняется мир вокруг нас, но меняется не только окружающая нас обстановка, но и люди (как взрослые, так и дети), их потребности и интересы. Современный детский сад – это место, где ребёнок получает возможность широких эмоциональных и практических самостоятельных контактов с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Это становится особенно важным, если вспомнить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека.
Общество предъявляет к человеку все более высокие требования. Это и высокие информационные технологии, ритм жизни, конкуренция, и поэтому, человек должен, вовремя применить свои знания и навыки которыми он обладает. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности уже с дошкольного возраста.
Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности детей, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их возможностей.
Поэтому сегодня актуальна проблема формирования творческой активности личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность.
Адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен создать условия для ее поиска.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
У истоков теории
ТРИЗ является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Воспитатели, предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".
Цель моей работы: не просто развивать фантазию, а создание условий для творческого поиска ребенком решения той или иной проблемы.
С помощью технологии ТРИЗ мы решаем следующие задачи:
1) Формировать системное мышление;
2) Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром;
3) Воспитывать интерес к своим открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;
4) Развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;
5) Придавать образовательной деятельности комплексный характер.
Указанные задачи решаются как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Технология ТРИЗ используется в разных видах детской деятельности:
Изобразительное искусство
Придумывание сказок
Решение сказочных заданий
Решение жизненных ситуаций.
Главное в таких ситуациях дать возможность каждому ребенку высказаться, поддержать каждого воспитанника в поиске решения проблемы. Здесь не бывает неправильных ответов, поэтому дети без страха принимают на себя ответственность за предложенное решение.
Методы и приемы технологии ТРИЗ многообразны: методы случайного поиска, метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод фокальных объектов (МФО), инверсия, круги Луллия и многое другое. Методы и приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе по освоению детьми основной образовательной программы: при проведении занятий (чтобы переключить внимание детей на другой вид работы, в качестве сюрпризных моментов), для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или во время сюжетных или развивающих игр.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ формируют успешность в ребенке.
В результате использования технологии ТРИЗ детям предоставилась возможность проявить свою индивидуальность, они научились нестандартно мыслить, у воспитанников наблюдаются проявления таких нравственных качеств, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Считаю, что методы и приёмы ТРИЗ снимают комплекс зажатости, пассивности. У воспитанников закрепились навыки самостоятельной работы, сохранилась уверенность в своих способностях . Дети стали легче прослеживать последовательность событий, улавливать причинно- следственные связи.
Опыт использования дидактических пособий для развития интеллектуальных способностей дошкольников
Методические разработки Игротека ТРИЗ Игротека Круги Луллия
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
ПУБЛИКАЦИИ
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
ФОТОЛЕТОПИСЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Моя семья Хроники нашей группы Наши праздники
|